Про цепи поставок

Логистическая сетьРазрабатывая новую программу MBA для бизнес-школы МИРБИС (напомню, что я там руководитель программы MBA по логистике, хотя на новом сайте об этом скромно умалчивается), задумался о широко употребляемом понятии «управление цепями поставок». Задумался потому, что хотел сам так новую назвать. А что, модно и ёмко.

Посмотрел, что пишут другие. Пишут, что логистические системы (цепи) могут быть внешними и внутренними. Соответственно, с точки зрения внешней логистический системы (цепи поставок) реально мои коллеги по цеху сталкиваются только с двумя звеньями: звено вверх (поставщик) и звено вниз (покупатель).

А вот с точки зрения внутренней цепи поставок (что можно спокойно называть логистической системой организации или логистической сетью организации, т.к. цепь подразумевает линейную последовательность без ветвления) звеньями можно называть и склады (материалов, сырья, полуфабрикатов, ГП), и производство, и транспортного провайдера (внутреннего или внешнего), и т.д.

Однако вокруг много говорят об оптимизации цепи поставок. Мол это  даёт заметный экономический эффект. О чём же здесь речь. Думаю, что о внутренней сети поставок. Дело в том, что любая коммерческая организация стремится к максимизации прибыли (это в теории, реально, конечно, разные бывают ситуации). Логично, что она должна оптимизацию делать для себя. Вопрос: насколько это выгодно контрагенту. В теории речь идёт о взаимовыгодном сотрудничестве. Но кто в современной российской действительности готов войти в положение перевозчика и не «закрутить» чуть-чуть тарифы, а смириться с сокращением собственной маржи. Ведь спад на рынке ведёт к сокращению доходов на всех этапах создания ценности. Готовы ли к этом на этих этапах? Не факт. И происходят замены поставщиков, уход с рынка и т.д.

Кстати, философски причины этой проблемы (и вообще любых современных проблем в экономике) две: перепроизводство и перенаселение. Человечество производит больше того, что ему надо, а людей становится всё больше и занять их нечем. Был когда-то придуман товарно-денежный обмен, как основа экономической системы. Т.е. каждый вновь родившийся на планете должен встроиться в систему этого обмена для получения еды-воды-одежды (как минимум) через создание полезности (ценности) для того, у кого они есть (или опосредованно, через фанни-мани). Но это уже другая история. Как-нибудь потом про неё.

Возвращаясь к цепям (сетям) поставок. Но есть и другие варианты. Крупные корпорации, ВИНКи (и не только) имеют в своём составе множество компаний, которые будут создавать реальную цепь (сеть) поставок. И вот уже эту систему вполне разумно (да просто обязательно) оптимизировать. Для простоты понимания разницы: корпорация использует консолидированную отчётность. И показателей в ней — критерий эффективности. А внутренняя сеть поставок не имеет такой сводной отчётности с результатом. И тут с критериями сложно весьма. Как делить эффект, например?

Интересно, что если говорить об интеграции в цепи поставок, то она более понятна, т.к. связи между звеньями очевидны, движение информации понятно. И наладить оперативный обмен информацией между звеньями логично. И, что главное, возможно в этом также заложен неплохой эффект.

Вывод: «управление цепями поставок» модно, но я бы всё-таки говорил об «управлении логистическими системами».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.