Сегодня решил написать на совершенно отвлечённую тему. Ехал в машине — говорили про имидж по радио. Потом в переписке с друзьями тоже. Подумал, что слово «имидж» настолько вошло в наш быт, язык, может быть, культуру, что стало их неотъемлемой частью. А ведь раньше этого слова не было в русском языке.
Вот определение из Википедии:
Имидж (от англ. image [ˈɪmɪdʒ] — Образ, Изображение, Отражение ) — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.
Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Ещё много определений в сети можно найти.
Но вот неотступно преследует мысль о том, что это наносное весьма свойство. И распространение его повсеместное, сверхприживаемость на новом месте обусловлена ненатуральностью бытия: фальшивые улыбки (привет How are you? & Дейл Карнеги), фальшивые обещания, фальшивые отношения, фальшивые образы.
А вот раньше (скорее следует дореволюционный период рассматривать, хотя это и а) неверно; б) мне сложно оценить реально, т.к. мы живут в инфопространстве цензуры и адаптации, которое представляет историю в условно верном свете) не было имиджа. А была честь. Честь дворянина, честь офицера. Люди вызывали друг друга на дуэль, гибли, защищая свою честь.
А сейчас кто за испорченный имидж кого на дуэль вызовет? Более того, вещи, за которые раньше дрались на шпагах или стрелялись из пистолетов, сегодня являются часть (!) формирования имиджа.
И вот какой у меня напрашивается вывод: когда была на первом месте честь, страна наша была великой экономической и политической державой; а когда на первое место вышел имидж, мы замечательно всё растеряли.
А ещё у этой имиджемании есть экономическая подоплёка: ради создания и поддержания имиджа нужно быть ПОТРЕБИТЕЛЕМ. Потреблять не переставая. А для сохранения чести нужно быть честным и порядочным. Бесплатно.
Может быть, перефразируя рекламу «Имидж ничто, честь — это всё»?!