Цепи поставок к блокчейну готовы

blockchain & SCMСовременные тенденции в логистике.

Современные цепи поставок, зачастую, представляют собой очень сложные системы. И правильнее их называть не цепи, а сети поставок, т.к. практически не существует именно линейных, цепных структур: компании имеют несколько поставщиков, её поставщики имеют сеть своих поставщиков, то же самое касается и сети потребителей.

Кроме того, многие цепи поставок стали глобальными или, как минимум, региональными, что также внесло дополнительные сложности в управление ими в виде удаленности, разницы в бизнес-подходах и стандартах, разницы во времени и т.д.

Другими факторами усложнения цепей поставок являются:

— упрощение процесса потребления за счёт распространения Интернета;

— кастомизация производства и потребления;

— снижение порога толерантности потребителя к ожиданию;

— сокращение жизненного цикла товаров на рынке вследствие высокой скорости изменения технологий;

— возникновение кратно большего числа участников цепей поставок, в первую очередь, производителей и логистических посредников (транспортных, закупочных, складских и т.п.).

Перечисленные факторы обуславливают требования к цепям поставок:

— надежность;

— гибкость;

— скорость;

— прозрачность;

— устойчивость.

Следствием являются вопросы по оптимизации обслуживания возрастающего количества операций поставки (транзакций); оптимизации затрат на доставку, особенно на так называемой «последней миле» (от склада ритейлера до конечного потребителя); оптимизация поддержания и обработки многономенклатурных запасов на складах; обеспечение регулярности и надежности поставки продукции на сборочные предприятия; решение задач по рециклингу отходов и замены продукции и т.д.

На протяжении последних 20 лет цифровые технологии активно внедряются в логистике. В начале это были попытки помочь человеку в выполнении задач по управлению цепями поставок, автоматизировать рутинные (и не только) процессы, а сейчас оптимизация в многом заключается в замене человеческого труда, в попытках перейти от алгоритмизации процессов к полному исключению участия человека, применению искусственного интеллекта и непрерывному обучению цифровых систем.

Если обратиться к российской действительности, то среди основных тенденций развития бизнес-среды в целом и логистики в частности на горизонте 5-7 лет можно выделить следующие:

— развитие предпосылок и инфраструктуры для все более широкого проникновения цифровизации: появление сетей 5G (скорость передачи более 1Гб/с – выше в 20 раз, чем 4G), рост вовлеченности и понимания преимуществ оцифрованных процессов большинством участников рынка, развитие законодательства;

— внедрение новых технологий в области программного обеспечения (ПО): роботизация бизнес процессов (Robotics process automation — RPA), технология распределенного реестра (Distributed ledger technology — DLT) и её разновидность – блокчейн (blockchain), решения на основе искусственного интеллекта (Artificial intellect — AI);

— активное внедрение «интернета вещей» (Internet of Things — IoT), создание автономного/ беспилотного транспорта, интеллектуальных транспортных систем (ИТС), проекты умных городов;

—  появление новых транспортных коридоров и развитие уже существующих путей: автотрассы Меридиан и Санкт-Петербург — Казань -Казахстан, Северный морской путь, ВСМ Москва-Казань, развитию Нового шелкового пути и др.

Блокчейн и логистика – почему?

Управление цепями поставок традиционно требует большого документооборота. Рост участников и количества операций привёл к росту потребности в обмене документами в геометрической прогрессии.

Возросший документооборот характеризуется следующими проблемами:

— бумажный документооборот требует большого расхода ресурсов на распечатывание, хранение, передачу, подтверждение юридической значимости, архивирование, защиту и уничтожение;

— рутинные процессы заполнения большого количества документов вручную ведут к ошибкам и задержкам по времени, а также к нерациональным затратам на персонал;

— простой электронный документооборот требует сопряжения в виде интеграции в системы управления участников и передачу между различными операторами в виде роуминга, и, что важно, не решает полностью проблемы устойчивости, безопасности и объективной неизменности данных.

Данные проблемы, результирующиеся в неоптимальном расходовании ресурсов и рисках, неподконтрольных участниками цепи поставок, могут быть решены в значительной степени путём использования систем на основе технологии блокчейн.

Блокчейн – непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. Это разновидность распределенного реестра – сетевой технологии хранения информации. Ключевые особенности технологии:

— совместное использование и синхронизация цифровых данных всеми участниками сети;

— географическое распределение равнозначных копий информации в разных точках по всему миру, что сводит к нулю риски утери вследствие, например, разрушения/ уничтожения инфраструктуры для хранения данных;

— отсутствие центрального администратора, и как следствие, невозможность подмены данных без ведома всех участников сети;

— данные зашифрованы, что затрудняет их анализ и подмену, даже если такое намерение возникнет;

— неизменность данных после записи в блоки, что важно для обеспечения доверия к информации и использования её в юридических целях.

Таким образом, технология блокчейн позволяет обеспечить надежное и независимое хранение информации о движении товаров по цепи поставок, о событиях, происходящих с объектами в цепи, а также юридически значимое подтверждение совершенных транзакций между участниками цепи поставок (переход права собственности и/ или рисков) через механизм так называемых смарт-контрактов (компьютерный алгоритм, предназначенный для формирования, контроля и предоставления информации о владении чем-либо). Это значительно сокращает транзакционные издержки в цепи поставок, снижает риски ошибок в документообороте и направлено на повышение его скорости.

Существующие технологии (RPA, AI, IoT и др.) позволяют на основе блокчейна создавать быстрые роботизированные системы с удостоверением и хранением информации, разработки и реализации алгоритмов управления этими процессами на смарт-контрактах, в работу которых нельзя вмешаться из вне, что обеспечивает доверие к таким данным, возможность их использования для расчётов и, если понадобится, для разрешения споров.

Учитывая ежедневное миллионное количество заключаемых договоров только на перевозку грузов во всем мире, потенциальное сокращение времени на осуществление транзакции даже на 1 минуту даже в масштабе страны, региона или транснациональной компании может привести к огромной экономии.

Примером оценки экономии могут служить расчёты компании IBM:

В типичном сценарии доставки участвуют около 15 сторон: грузоотправители и грузополучатели, 3PL, перевозчики, государственные службы, банки, страховщики и прочие. При этом во время доставки лишь одной партии товара они обмениваются более 200 бумажными сообщениями: POD (подтверждение доставки), счета-фактуры, BOL (Bill of lading, коносамент – документ, подтверждающий право собственности на груз, выполняющий функции: расписки о принятии груза к перевозке; товарно-транспортной накладной; подтверждения заключения договора перевозки; документа, позволяющего распоряжаться грузом). Стоимость обслуживания этой бумажной работы составляет 300 долларов США или 10-15% от стоимости транспортировки.

Как будет с блокчейном. По оценкам IBM, внедрение блокчейна может сэкономить логистической отрасли 38 миллиардов долларов в год. Это станет возможным благодаря смарт-контрактам, которые автоматизируют большую часть документооборота и бизнес-процессов. Помимо этого, распределительный реестр уменьшит количество ошибок, сократит сроки доставки и позволит обнаруживать мошенничество.

Популярность блокчейна обусловлена интересом к криптовалютам и связанным процессам в виде ICO (Initial Coin Offering – первичное размещение токенов). Множество проведенных ICO создало возможности части собранных средства трансформироваться в инвестиции в проекты разработок для бизнеса на технологи блокчейна/ DLT.  Кроме того, хайп на криптовалютах и ICO дал возможность появиться и вырасти командам разработчиков, которые могут создавать решения в области блокчейн.

Хайп (англ. hype) – шумиха, ажиотаж, публичная вызывающая реклама для формирования ожиданий потребителя.

Сегодняшний хайп вокруг блокчейна основывается, в первую очередь, на ожиданиях инвесторов и разработчиков, и служит причиной попыток его использования очень во многих направлениях, таких как логистика, банковское дело, администрирование государственных услуг, нотариат, управление производством и т.д.

Распространенность технологии блокчейн в логистике.

Количество компаний, которые реализовали проекты на блокчейне не очень велико. Существуют некоторые крупные проекты, но в целом сейчас существует 100-200 проектов, находящиеся на стадии пилотных проектов, разработки и тестирования MVP (минимально жизнеспособный продукт, англ. minimum viable product). Информации по внедрению крайне мало, компании пока набирают критическую массу данных, чтобы сделать выводы, которые можно было бы заявить и запустить проекты. Кроме всего, блокчейн не является часто основной технологий, а только частью решения, что также может сказываться на малом количестве информации о новых проектах.

Сложности внедрения технологии

Говоря о реализации технологии блокчейн в рамках какого-то бизнеса, важно понимать, что сама по себе данная технология вряд ли может быть основной технологией какой-то бизнес-модели, какого-либо бизнеса. Она должна быть интегрирована в то решение или решения в области цифровизации бизнеса, решая конкретную задачу в рамках всей бизнес-модели и обеспечивая надёжное и качественное функционирование бизнеса, обслуживание клиентов.

Блокчейн может быть открытым и закрытым. Разница между ними заключается в том, каким способом подтверждается факт совершения транзакции, именуемый консенсусом: всеми участниками сети (открытые) либо назначенными узлами сети (закрытые).

Примером открытого блокчейна являются крипто-валюты и построенные на таких системах платформы (например, на Bitcoin, Etherium и т.д.).

Примером блокчейн-платформы, на которой строят закрытые системы, является Hyperledger, созданный Linux Foundation и продвигаемый IBM с партнерами. На этой платформе создаются решения для отраслей (решение IBM и MAERSK для морских перевозок) либо отдельных компаний, эксплуатирующих решение в рамках собственной сети поставок (например, решение Tracelabel).

Существуют и решения, которые могут быть одинаково использованы и в открытых системах, и в закрытых, например, ThePower.io.

В целом, по мнению участников рынка, технология блокчейн ещё не до конца «зрелая», её развитие происходит вместе с рынком.

К основным сложностям реализации проектов с использованием технологии блокчейн можно отнести следующие:

— наличие/отсутствие рыночной власти (по М.Портеру) для вовлечения в использование технологии участников цепи поставок (звенья вверх (upstream) и вниз (downstream) по цепи);

— отсутствие модели единого оператора, который поддерживает систему, мониторит её состояние, обеспечивает интеграцию новых участников;

— отсутствие у участников системы, в которой проходит множество сделок, мотивации участвовать в подписании всех транзакций, а не только своих, либо необходимость доверять избранным удостоверяющим центрам приватной блокчейн-системы;

— принятие институциональными участниками цепи поставок (таможенные органы, ГИБДД, транспортная инспекция, налоговые органы, банки, правоохранительные органы и т.д.) документов, сохраненных в рамках решения, основанного на блокчейн;

— неготовность к прозрачности бизнеса;

— чисто психологическая неготовность к переходу от классической организации бизнес- процессов на доверие электронным смарт-контрактам, которые лежат в основе бизнес-процессов, записываются с сохранением истории в DLT, а также отсутствие чёткого понимания эффекта и преимуществ технологии блокчейн.

Дополнительно можно отметить, что на основе блокчейна целесообразно реализовать идею электронной транспортной накладной, которая уже давно обсуждается профессиональным сообществом, применяется некоторыми игроками, но законодательная база по ней так и не принята. Возможно, для продвижения в этом вопросе необходимо создание консорциума/ альянса из нескольких крупных игроков для достижения прогресса и продвижения решения на рынок.

А сколько стоит внедрение?

Очень сложно дать оценку, т.к. технология должна быть реализована либо в рамках крупной корпорации, либо на уровне нескольких компаний. Кроме того, она должна быть реализована комплексно: либо встроена в существующие системы управления цепями поставок (например, ERP-систему), либо внедрена вместе с какой-то новой.

Возможно, если говорить о внедрении в рамках существующей системы документооборота, можно говорить о суммах в десятки миллионов рублей. Кроме технического внедрения влияние оказывает количество часов, потраченных на обучение работе.

 Плюсы и минусы блокчейна в оптимизации логистики

Как и у любой технологии, в применении технологии блокчейн есть преимущества и недостатки.

К плюсам применения технологии блокчейн в цепях поставок можно отнести:

— надежность и неизменность данных, как следствие, их прозрачность, что позволяет отслеживать движение товаров/ грузов в цепях поставок;

— возможность автоматизации выполнения договорных обязательств, обеспечиваемая смарт-контрактом, а также высокая скорость заключения самого контракта за счет его стандартизированности и наличия прозрачного и согласованного алгоритма выполнения;

— защищенность данных от взлома и похищения;

— невозвратность транзакции, обеспечивающая защиту от мошенничества в цепях поставок.

Минусами же применения блокчейна можно назвать:

— необходимость вовлечения в использование множества участников цепи поставок, а также интеграция с другими приложениями для достижения экономического эффекта, что делает реализацию недешевой;

— возможную перегруженность системы (в зависимости от выбора платформы) в случае множества транзакций, что замедляет работу.

Примеры кейсов использование блокчейна

В основном, кейсы применения технологии блокчейн относятся к зарубежным компаниям, но есть и отечественные проекты. Их можно сгруппировать по областям применения.

  1. Прослеживаемость товаров в цепях поставок.

Компания Walmart для поставок манго, свинины и зелени. В перспективе крупнейший сетевой ритейлер в Северной Америке планирует перевести все цепочки поставок пищевых продуктов на блокчейн Food Trust, разработанный IBM. Когда Walmart внедрял блокчейн в свою логистику, там провели контроль отслеживаемости пути манго от полки в магазине до фермы, на которой этот плод вырос. На это ушло 6 дней 18 часов и 26 минут (с блокчейном — 2 секунды).

Компания Unilever использует блокчейн Provenance для управления цепочками поставок чая. В проекте участвует более 10000 фермеров, множество банков, ритейлеров и транспортных компаний. Это не единственный блокчейн-проект Unilever.

Помимо прослеживаемости движения конечных товаров, с использованием блокчейна можно отслеживать и все ингредиенты, комплектующие и полуфабрикаты, что важно для гарантии качества конечного изделия. Компания Nestle использует блокчейн Food Trust от IBM для управления цепочками поставок пищевых ингредиентов, например картофельного пюре, молока и пальмового масла. Таким образом Nestle хочет показать покупателям, из чего сделаны их продукты.

Блокчейн обеспечивает проверку подлинности и качества продукции, а также отслеживание груза по всей цепи перемещения от производителя до потребителя. В России такую прослеживаемость в цепях поставок должна обеспечить национальная система цифровой маркировки Честный знак, реализуемая Центром развития перспективных технологий в формате частно-государственного партнерства, построенная с использованием технологии блокчейн. В настоящее время уже в полной мере функционирует маркировка табака, изделий из меха, обуви, идёт пилотный проект по маркировке парфюмерии и дорогих лекарств. К 2024 году планируется промаркировать все товары в розничной сети.

Компания SkyCell разработала грузовые контейнеры для перевозки медицинских грузов, требующих строгого соблюдения температурных режимов. Внутри контейнера IoT-датчики, подключенные к блокчейну в облаке.

Компания «Газпромнефть» реализовала пилотный проект по отслеживанию поставки запорной арматуры с завода в Нижнем Новгороде до склада в Мурманской области и далее до платформы «Приразломная» в Печорском море. В рамках проекта использовались метки радиочастотной идентификации (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS), а все данные с устройств фиксировались смарт-контрактом с сохранялись в блокчейне. Использование блокчейна обеспечило неразрывную часть физической поставки, всех процессов и документооборота и доступ всех участников в информации, надежно сохраняемой в зашифрованном виде.

  1. Организация перевозок и упрощение документооборота.

Крупнейший морской перевозчик – компания Maersk совместно с IBM запустили логистическую систему TradeLens на базе блокчейна Hyperledger Fabric для отслеживания судоходных грузовых перевозок и обмена таможенной и финансовой информацией между участниками цепочек поставок. На середину 2019 года на долю TradeLens приходилось около 30% мирового рынка судоходных грузоперевозок.

Аналогичный проект запустила компания GSBN, являющаяся прямым конкурентом Maersk с сопоставимой долей на рынке. В проекте участвуют Evergreen Marine, COSCO, CMA CGM, Yang Ming и OOCL, а роль технического партнера выполняет CargoSmart.

VeChain. Сингапурская BaaS-платформа для управления логистикой и цепочками поставок. Ее используют BMW, Renault, DNV-GL, H&M Group и другие бренды.

ThePower.io и Dilex – блокчейн-платформа, призванная обеспечить отслеживание грузовых перевозок. обработку счетов и платежей в режиме реального времени, факторинг для транспортных компаний.

  1. Выставление счетов и оплата в цепи поставок

Компания Tallysticks создала блокчейн-платформу, которая может обрабатывать счета и платежи для логистических и других предприятий в режиме реального времени, что потенциально позволяет ей стать базовой платформой для индустрии факторинга счетов с оборотом более 1 триллиона долларов.

Компания Blockshipping создает глобальную контейнерную платформу для управления операционными платежами между участниками цепочек поставок, а также отслеживания контейнеров в режиме реального времени.

Проект Trade (совместный проект HSBC, Deutsche Bank, Nordea, KBC, Natixis, Rabobank, UniCredit, Santander и Societe Generale) выстроил партнерские отношения с TradeLens и TradeShift для цифровизации документооборота судоходных грузоперевозок и предложения комплексных услуг для участников глобальных торговых процессов.

Компания Visa также увидела в блокчейне большой потенциал и запустила свой платежный сервис B2B Connect. С помощью этого решения банки и другие организации смогут осуществлять цифровую идентификацию контрагентов и финансовые операции в течение секунд, а не 2−5 дней.

В каком случае нужно вводить блокчейн в логистический процесс?

Главное правило при использовании блокчейна аналогично любым инновациям в бизнесе: несмотря на то, что данная блокчейн находится сейчас на хайпе, не стоит его внедрять ради моды, чтобы попробовать и т.д. Эффект от внедрения должен быть очевиден и подсчитан.

Целесообразным может быть внедрение для целей прослеживаемости продукции и компонентов, для снижения и упрощения больших объемов документооборота в крупных системах внутри больших корпораций либо в отдельных отраслях. Также довольно ожидаемо получить значительный эффект в области транспортировки, особенно при интеграции с сервисами платежей.

Краткая версия статьи опубликована на pro.rbc.ru под названием «Какие наболевшие проблемы в логистике решает технология блокчейн».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *